На основе любого продукта можно создать множество производных от него
товаров. Инженеры-разработчики и компании-производители выпускают
всевозможные модификации, из которых лишь некоторые имеют успех на рынке.
Как говорилось в первой части книги, технические системы эволюционируют по
некоторым объективным законам. И удачными являются те модификации, которые
продвигают продукт вперед по линиям развития, соответствующим законам, по
которым рынок отбирает одни продукты и отвергает другие. По одной лишь этой
причине данные законы развития стоит знать.

  Однако существует и еще одно обстоятельство, почему менеджменту стоит
обучать этим законам как сотрудников инженерных отделов разработки, так и
групп маркетинга. Дело в том, что слишком часто инженеры придумывают то, что
придумывается, что наиболее интересно технически. Они вкладывают душу в свою
работу, а потом приходит маркетолог и говорит: "Спасибо, не надо". Причем
объяснить свое решение он может далеко не всегда (во всяком случае, в
логической манере, привычной для разработчиков). Это создает на ряде
предприятий атмосферу отчужденности и скрытой неприязни между сотрудниками
разных подразделений. Наш же опыт показывает, что продемонстрировав
техническим сотрудникам и маркетологам объективные законы развития,
менеджмент автоматически делает их игроками одной команды. Они начинают
говорить на одном языке. Да и самим менеджерам становится легче выбрать,
какое из десяти новшеств внедрять. Разумеется то, которое соответствует
законам развития.

  Изучением законов развития технических систем активно и успешно
занималась школа Генриха Альтшуллера. Однако их интересы сводились
преимущественно к инженерным аспектам. В этой части книги мы приведем
закономерности, возникшие из анализа продуктов на разных этапах рынка. Они
отражают ряд последовательных видоизменений продуктов,
компании-производители которых вынуждены постоянно бороться на непрерывно
изменяющемся рынке. При этом необязательно, что каждый продукт пройдет всю
череду изменений, не "перепрыгивая" некоторые промежуточные стадии. Прочитав
об этих эволюционных закономерностях, оглянитесь вокруг: сколько товаров еще
не прошли конечные стадии развития, и для скольких людей это составит их
бизнес-шанс!