Важным направлением банковской деятельности является организация внутрибанковского контроля. Общие требования о необходимости внутреннего контроля в кредитной организации определены федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг». Внутрибанковский контроль характеризуется как совокупность приемов и методов, применяемых банком для контроля проводимых им операций. Однако внутренний контроль нельзя рассматривать как простую единовременную процедуру.
Внутренний контроль — постоянно осуществляемый на всех уровнях банковской деятельности процесс, который должен осуществляться в банке советом директоров, старшими должностными лицами, руководящими должностными работниками и сотрудниками всех уровней управления. Внутрибанковский контроль позволяет формировать систему, которая обеспечивает полную и качественную проверку деятельности банка на всех участках. Ответственность за формирование системы внутреннего контроля возлагается на руководящий состав работников банка, однако в этом процессе должен быть задействован каждый банковский служащий.
Основное назначение системы внутреннего контроля в банке заключается в проверке:
соблюдения действующего законодательства;
соответствия деятельности кредитной организации плану ее развития;
достоверности, оперативности и полноты финансовой и управленческой информации;
рациональности проводимых мероприятий по поддержанию ликвидности, рентабельности и устойчивости банка.
Система внутреннего контроля включает проведение собственно контроля банковской деятельности, а также организацию мониторинга на всех участках работы банка, который заключается в проведении постоянного наблюдения за работой всех подразделений коммерческого банка с целью оценки результативности их работы и разработки стратегических планов по дальнейшему совершенствованию и развитию банковского бизнеса. На основании полученных в процессе проведения мониторинга результатов руководство банка принимает решения, реализация которых должна привести к устранению имеющихся в деятельности банка недостатков и нормализации финансового положения коммерческого банка.
Эффективность организации системы внутрибанковского контроля зависит от ряда внешних и внутренних факторов. К числу внешних факторов следует отнести, прежде всего, наличие необходимой нормативной базы организации системы внутреннего контроля. К внутренним факторам относится наличие специалистов, способных качественно и оперативно оценить сложившуюся в банке ситуацию и дать квалифицированные рекомендации по минимизации рисков банковской деятельности. Для проведения внутрибанковского контроля в банке должно быть создано специальное подразделением Важным фактором обеспечения эффективной системы внутреннего контроля является создание в банке системы выявления и оценив банковских рисков. И, наконец, предпосылкой проведения качественного внутреннего контроля является наличие полной и достоверной информации о состоянии дел как в самом банке, так и в банках-конкурентах.
Действующая система внутрибанковского контроля включает текущий, последующий контроль в банках и организацию внутреннего аудита. Остановимся более подробно на характеристике каждого из видов.
Организация текущего контроля в банке
Текущий банковский контроль осуществляется в процессе ежедневного проведения банковских операций на каждом из участков организации работы учетно-операционного аппарата. Так, при организации документооборота основное предназначение текущего контроля 1 состоит в проверке законности операций, соблюдении установленных | правил их совершения и правильности оформления документов. Значительное внимание при организации текущего контроля отводится проведению проверки регистров аналитического и синтетического учета при закрытии операционного дня. Этим занимаются ответственные исполнители, бухгалтеры операционного отдела, работники, контролирующие их работу, а также начальники подразделений банка, В процессе осуществления текущего внутрибанковского контроля они руководствуются действующими нормативными документами и правилами проведения тех или иных банковских операций.
Ответственные исполнители при приеме от клиентов денежно-расчетных документов осуществляют контроль правильности заполнения всех необходимых реквизитов, проверяют наличие средств на расчетном счете организации. Представленные к оплате документы проверяются и с точки зрения законности совершаемой операции. По существу, на этом этапе работник банка определяет целевое назначение использования средств клиента. Большая ответственность ложится на бухгалтерского работника при осуществлении различных форм безналичных расчетов, выбор которых клиент делает самостоятельно вместе со своим контрагентом. Задача ответственного исполнителя и контролера банка состоит в проверке соблюдения принципов организации безналичных расчетов. Например, при использовании в расчетах платежных требований работник банка проверяет наличие товарно-транспортных документов, подтверждающих отгрузку товаров, выполнение работ или оказание услуг. При отказе клиента от акцепта того же платежного требования необходимо удостовериться в его правомерности, правильности оформления и соблюдении срока, установленного для этой процедуры. Такой же тщательной проверке подвергаются и другие формы расчетов, которые применяет клиент в своем платежном обороте. Особого внимания требует проверка соблюдения всех требований при аккредитивной, чековой и вексельной формах расчетов. При недостаточности или отсутствии средств на расчетном счете клиента на работника банка ложится ответственность за своевременное оприходование расчетных документов в картотеку № 2 и их оплату по мере поступления средств в соответствии с установленной законодательством очередностью платежей.
При зачислении денежных средств, поступающих в адрес клиента, ответственный исполнитель должен убедиться в наличии на копии поступившего от плательщика документа подписи работника банка-плательщика, т.е. проверить подлинность документа. Особому контролю подвергаются операции, связанные с безналичными перечислениями средств физических лиц во вклады. Это необходимо во избежание ошибок в зачислении средств владельцам счетов. При открытии и ведении ссудного счета клиента проверяется правильность составления срочных обязательств на погашение кредита и осуществляется повседневный контроль за своевременностью его погашения.
Отдельные виды банковских операций подвергаются двойному текущему контролю. Так, заявления на выдачу чеков и чековых книжек, акцепт платежных поручений помимо ответственного исполнителя заверяются подписью контролера. Проверяются и подписываются контролирующими работниками все денежно-расчетные документы и записи в аналитическом учете по счетам военнослужащих и граждан, основным средствам банка, прочим материальным ценностям, взысканию штрафов с клиентов за нарушение правил проведения расчетных операций, по расчетам с хозрасчетными предприятиями банка, по формированию операционных доходов и расходов банка] и т.д. Двойного контроля требуют и операции по транзитам и текущим субсчетам, по лицевым пенсионным счетам, по счетам государственного бюджета, по ссудным счетам индивидуальных заемщиков. В отдельных случаях по решению банка контролируются в аналогичном порядке и другие операции.
Особое внимание обращается на организацию текущего контроля в процессе проведения операций с наличностью. Значительное месте здесь отводится предварительному контролю при совершении расходных кассовых операций. В этом случае проведение контроля возлагается на трех работников кредитной организации, участвующих в этой операции: ответственного исполнителя, контролера и кассира. Задача организации контроля на этом участке сводится к тому, чтобы предупредить оплату неправильно оформленных документов без предварительной проверки их ответственным исполнителем. Задача контролера заключается в проведении проверки правильности оформления каждого расходного кассового документа.
При получении клиентом наличных денег по именному денежному чеку контролирующий работник должен удостовериться в наличия на чеке отметки о предъявлении получателем средств паспорта или другого документа, удостоверяющего его личность. Кроме того, Л чеке или расходном ордере должна быть его расписка в получения средств. При поступлении денежного чека происходит сличение подписи лиц, правомочных подписывать его, оттиска печати клиенте с имеющимися у ответственного исполнителя и контролера образцами, указанными в соответствующей карточке. Контролер и кассир сопоставляют также подпись ответственного исполнителя с имеющимся образцом. Тщательному контролю подвергаются все расходные кассовые документы и со стороны кассового работника.
За организацию текущего контроля несет ответственность главный бухгалтер банка. Он непосредственно контролирует правильность оформления операций по открытию расчетных и текущих счетов клиентов, организует текущий контроль и ежедневное наблюдение за его проведением на всех участках учетно-операционной и кассовой работы банка. В обязанности главного бухгалтера и его заместителя входит осуществление контроля за внесением исправлений в лицевые счета, открытием и закрытием счетов, начислением процентов по ним, движением бланков строгой отчетности и квитанций о приеме наличных денег. Главный бухгалтер банка ежедневно проводит проверку заключения кассовых операций; полноту оприходования денег как инкассированных, так и поступивших в вечернюю кассу; правильность формирования и хранения всех денежно-расчетных документов и другой учетной документации. Ежедневно им контролируется своевременность и качество составления сводки оборотов банковского баланса за день.
Последующий контроль и способы его проведения
В процессе проведения внутрибанковского контроля в банке важное место отводится правильной организации последующего контроля, целью которого является систематическая проверка всех направлений учетно-операционной работы в период после совершения банковских операций. Можно выделить следующие задачи организации последующего контроля:
проверка постановки учета и документооборота;
подтверждение правильности выполнения работниками учетно-операционного аппарата возложенных на них обязанностей
проверка законности и правильности оформления выполненных операций.
В кредитной организации работу по проведению последующего контроля возглавляют главный бухгалтер, его заместители, а в крупных банках этим занимаются специальные инспекторы последующего контроля. Последующие проверки проводятся по планам, которые носят тематический характер и составляются ежеквартально. Могут проводиться как комплексные проверки, так и проверки, затрагивающие лишь отдельные участки учетно-операционной работы. Примером может служить проведение проверки только кассовых или только мемориальных документов за определенный период деятельности банка. В процессе проведения комплексной проверки обследованию подвергается весь объем работы тех или иных ответственных исполнителей. Обычно планы последующих проверок составляются таким образом, чтобы в течение квартала в последующем порядке были проконтролированы все участки учетно-операционной работы.
В ходе осуществления последующего контроля в выборочном порядке изучаются документы, которые не подвергались контролю со стороны главного бухгалтера и его заместителя. В процессе проверки устанавливается законность операции, правильность их оформления и отражения в учете. После установления законности операции проверяется правильность оформления документов: соблюдение формы бланка, наличие всех необходимых реквизитов, бухгалтерские проводки, а также соответствие имеющимся образцам подписей и оттиска печати на документе. Обращается пристальное внимание на наличие в платежных поручениях, платежных требованиях расчетных чеках ссылки на номера и даты отгрузочных документов, подтверждающих факт отгрузки товаров, выполнения работ и оказания услуг. При этом в выборочном порядке может быть проведено сличение первых экземпляров платежных документов с копиями, на основании которых делались записи по корреспондентским счетам.
В порядке последующего контроля проводится ревизия. Участки учетно-операционной работы банка, которые подвергались ревизии или обследованию, в течение последующих трех месяцев разрешено не проверять.
Итоги проведенных проверок и ревизий рассматриваются руководством коммерческого банка, результатом чего является выработка и реализация мероприятий по устранению выявленных недостатков предотвращению их появления в дальнейшем. Как правило, контроль по устранению недостатков, выявленных последующими периодическими проверками, непосредственно осуществляет главный бухгалтер банка.
Общую ответственность за состояние учета, организацию документооборота и контроля в коммерческом банке несет президент банка. В его обязанности включается проверка своевременности составления ежедневного банковского баланса, который представляется ему на подпись.