При достижении компанией позднего второго уровня эффективным приемом
зачастую является перход на матриксную структуру. Это позволяет сильно
сэкономить ресурсы, более эффективно используя сотрудников компании. К
сожалению, матриксная структура не является традиционной для западной
культуры, и менеджменту требуется прилагать дополнительные усилия, внедряя
ее.
  Традиционно компания организована по одному из двух принципов. Или все
сотрудники объединены в подразделения, каждое из которых занимается той или
иной профессиональной деятельностью (отдел разработки, отдел технического
контроля, маркетинг, реклама и т.д.), или подразделения сформированы по
тому, кто каким проектом занимается. В этом случае в каждом подразделении
окажутся представители всех специальностей. В обоих этих случаях каждый
сотрудник подчинен руководителю своего подразделения, и тот отвечает за все
вопросы, связанные с работой данного сотрудника.
  Но и тот, и другой способ организации несут в себе принципиальные
внутренние ограничения. Рассмотрим это на шуточном примере. Предположим, мы
решили производить табуретки. Нанимаем дизайнера, разрабатывающего модель,
инженера-прочниста, отвечающего, чтобы табуретка не сломалась, технолога по
деревообработке, цех по производству, маркетологов и специалистов по
рекламе. Все вместе они произвели табуретки, которые стали пользоваться
успехом на рынке. И мы решили начать производить еще и стулья. Кого
необходимо нанять? Всех тех же, но уже для стульев. А потом еще и тумбочки.
  И каждый раз, объединяя людей в коллективы по принадлежности к
проектам, мы создаем избыточность. Ведь при том, что для каждого товара
необходим весь спектр специалистов, специалисты эти не работают одновремено,
и каждый из них часть времени простаивает. Например, пока еще только
работает разработчик, технологу еще нечего производить, а рекламному отделу
еще нечего рекламировать. Далее, разработчик будет "простаивать" пока не
наступит время обновлять модель. Да и постоянное оттачивание своих
профессиональных качеств для каждого из специалистов затруднено, потому что
окружен он не коллегами, а представителями других специальностей. Зато уж
менеджменту не представляет труда держать каждого сотрудника сфокусированным
на проекте.
  А как можно избежать простоя сотрудников? Один способ - это поручить
кому-то одному вести весь проект от "а" до "я". Правда, при этом мы
скатываемся на тот уровень эффективности, который был у человечества до
того, как оно придумало разделение труда. Тем не менее, предложение это не
столь очевидно будет отвергнуто, если речь идет о биотехнологических
компаниях. Во многих из них до сих пор принято, чтобы один и тот же
исследователь и те же его лаборанты вели проект и на всех его стадиях. В
результате, если кто-то прекрасно работает с ДНК, но хуже с белками, он
будет делать и то, и другое, при том, что его коллега имеет навыки и
приоритеты как раз в обратном порядке. Зато интересно: каждый сам проходит
через завязку, кульминацию и развязку проекта. Жаль, правда, что развязкой
слишком уж часто не приходится гордиться.
  Другой попыткой избежать простоев является объединение дизайнеров
вместе в один отдел, инженеров - в другой, технологов - в третий. При этом
руководителю отдела становится легко поддерживать профессиональный уровень
каждого сотрудника. Однако может ли он контролировать прогресс каждого
дизайнера, учитывая, что один занимается табуретками, другой - стульями,
третий - тумбочками? А если надо еще и помочь дизайнеру найти общий язык с
инженером и технологом... Получается, что при росте компании и большом
количестве проектов менеджмент коллективов, организованных по
профессиональной принадлежности, становится неэффективным.
  Матриксная система предлагает выход из создавшейся ситуации. При
матриксной системе управления каждый сотрудник живет сразу в двух
измерениях. С одной стороны сотрудники объединены в подразделения, в которые
входят представители каждой конкретной профессии. С другой стороны каждый
проект имеет своего руководителя, и в том, что касается работы по данному
проекту, представители всех специальностей, привлеченные к работе, находятся
под его менеджментом.
  Это приводит к тому, что руководитель профессионального подразделения
следит за двумя вещами. Во-первых, за профессионализмом каждого. А
во-вторых, за расписанием: в какое время и насколько сотрудник находится под
контролем того или иного менеджера проекта. Все же, что касается конкретной
деятельности данного сотрудника внутри проекта, руководитель
профессионального подразделения знать не должен.
  При такой системе управления у каждого исполнителя оказывается столько
менеджеров, в сколько проектов он вовлечен, плюс один менеджер
профессионального подразделения. И именно этот последний отвечает за то,
чтобы не начались конфликты в расписании и в каждый момент времени было
четко понятно, с каким менеджером проекта работает сотрудник так, что другие
менеджеры сейчас его беспокоить не могут.
  Организуя компанию таким образом, оказывается возможным максимально
гибко и эффективно загружать людей. В начале проекта определяется, сколько и
каких специалистов должно быть привлечено и в какой последовательности.
Тогда руководитель инженерного отдела может сказать, что если начать проект
в феврале, то нужно брать еще одного инженера, так как к апрелю, когда для
проекта понадобится инженер, все инженеры будут заняты. Зато, если начать
его в марте, то инженер понадобится в июне, а инженер Джонсон как раз в это
время освободится с другого проекта и должен будет вернуться туда лишь в
октябре. Окно в его расписании в первом проекте позволит справиться за это
время со вторым.
  Интересно, что на матриксную структуру переходят не только
производстенные компании, но и большие сервисные фирмы. Например,
трансконтинентальные PR-агенства, обслуживающие фирмы, продающие свои
изделия в разных регионах. Тот, кто приносит контракт с компанией-клиентом,
обычно работает в офисе, расположенном там же, где и центральный офис
клиента. Подписавший клиента становится менеджером проекта по обслуживанию
данного клиента.
  С другой стороны, офисы PR-агенства, расположенные в других регионах,
являются аналогом профессиональных подразделений, чье профессиональное
знание в том, как продвигать компании именно в их регионе. И менеджер
проекта (account menedger) привлекает сотрудников из разных региональных
филиалов агенства так же, как менеджер проекта по производству стульев
привлекал бы дизайнеров, инженеров, технологов и специалистов по рекламе.
  Мы ожидаем, что матриксная система организации будет становиться все
популярнее для компаний позднего второго и третьего уровней